История восстановления моего сына
Аутизм и сенсомоторная алалия: наша борьба
Все методики Тарасенко Влады Ивановны, которые предлагает лингвистический коррекционный центр "ЛогоПрогресс", опробованы нами лично.
И только убедившись в их эффективности, мы решили помогать и другим деткам, таким же, как наш Рома.
1
С моим сыном что-то не так...
С самого рождения малыша у меня было ощущение, что что-то не так. Мне же подарили кучу книжек. Я читала, каким должен быть ребенок в месяц-полгода-год, видела нормы развития детей. Вроде бы похоже. Но что-то все равно не то.

Так уж сложилось, что мы пришли к тому, что у нас не норма, только в 1,5 года. Потеряли 1,5 года, а потом блуждая по разным специалистам потеряли еще 1,3 года! Спасибо свекрови, которая вовремя забила тревогу. После летних каникул она провела с Ромой целый день и потом спросила: "А тебе не кажется, что он аутист?"

Если меня читают мамочки, у которых есть ощущение, что что-то не так с их детками, которым еще нет года, срочно ищите хорошего невролога. Потому что уже постфактум нам сказали: «Да, если бы вы до года у хорошего невролога наблюдались, попили бы какие-нибудь препараты или прошли терапию, возможно, у вас бы не было все так тяжело».

При этом, когда я еще до года высказывала свои опасения каким-то врачам, все от меня отмахивались и говорили: «Да, ладно, мамочка. Вы слишком много придумываете. Такая вы мнительная, беспокойная. Наслаждайтесь жизнью. Смотрите, как улыбается ваш ребенок».

Ну да, он улыбался. Он в принципе часто улыбается. Он очень у нас веселый...

Но это не отнимает того, что в 2019г. его уровень развития при возрасте 4 года примерно приближается к 1,5-2 годам.

Однако, главное, что вселяет оптимизм - мы сдвинулись с мертвой точки,
с уровня 8 месяцев, на котором застряли аж до 3 лет!


2
Что с моим ребенком?
С 1,5 до 2,5 лет мы объездили пол-Питера в поисках лечения. Мы были у остеопатов, педагогов, дефектологов, неврологов, психиатров, и все они были разного мнения.
Вот каким он был в 1,5 года (цитата с форума, где я о нем писала):
1. Не отзывается на имя, только если в предложении «Рома, иди кушать», «Рома, будешь пить?» - с визуальной подсказкой в виде тарелки супа, например.
2. Указательного жеста нет.
3. Речь автономная, но длинные слоги, как будто целые предложения (тызизятадададедайда….).
4. Мама, папа – те слова, которых мы ждем давно, но до сих пор не дождались.
5. В глаза смотрит мало, но когда бегаем в «ку-ку» (мама прячется) зрительный контакт означает, что он меня нашел, что вызывает у него смех и улыбку. А так в глаза не смотрит никому.
6. К детям интереса не проявляет, хотя когда ехали в поезде, с удовольствием носился по коридору туда-сюда с девочкой 2-х лет. Больших компаний сторонится, хотя может он просто интроверт?
7. Любит вращать руками (последние пару месяцев играл с носком туда-сюда, им махал то одной рукой, то двумя руками сразу)
8. Просто мания какая-та к колесам. Крутит их у машинок, у коляски (приходится ставить ее на одни колеса, чтобы вторые крутились). Игрушки-крутилки тоже любимое дело. Раньше мог полчаса подряд в стиралку залипать, но потом отошло.
9. На улице ходит вдоль машин, сравнивая, у кого какие диски, может потыкать пальчиком в центр, где логотип. Может полчаса бегать за голубями. Обожает песок и камушки с места на место перемещать (причем только руками, ногами не может мячик пнуть).
10. Любит кружится, иногда за руку вокруг меня бегает опять же по кругу, у меня вот голова после такого кружится всегда….
11. Игрушки расставляет в ряд, то мячики по дому соберет и разложит по подоконнику, то на столе фигурки разложит.
12. Если падает, встает и бежит дальше, молча, как будто не чувствует удара, но если я проявила реакцию, типа «Ой», начинает плакать, ну или если сильно ударился, то тоже в рев и к маме на ручки тянется утешиться.
13. Все свои просьбы демонстрирует, ведя меня за руку к тому месту, где надо что-то сделать. Самого кушать я его пока не учила, интереса к держанию ложки нет. Горшок игнорирует до истерик.
14. Обожает есть из бутылочки. На ночь у нас ритуал – еда лежа и сон. С каждым днем все сложнее накормить с ложки, предпочитает сок из трубочки, воды прямо из бутылки полуторалитровой (как папа) и любит фруктовое пюре из пауча с дозатором. Печеньки, огурцы, морковь ест сам. Плохо перемолотое мясо устает жевать и после третьей ложки уже куда-то убегает. А вот мясо в виде пюре обожает.
15. Резкие звуки и чужая обстановка его не пугают. Когда паровоз прогудел в 5 метрах, он немного вздрогнул только и продолжал смотреть во все глаза. Вот только в темном купе плакал, пока ему не дали любимый плед, с которым он всегда засыпает (не ритуал ли это? он свои пледики часто стаскивает на пол и нежится об них, как кот).
16. Машет "крылышками", испытывая радость.....
А теперь самое главное. Если в год я видела развитие, каждый день что-то новое, хоть и не по нормам (как потом оказалось). Например, в 1г1м стал просить пить, плямкая губами – пам-пам-пам и тд, махал рукой "пока-пока". А в 1г2м мы сделали прививку "корь, краснуха, паротит" и ночью загремели в больницу с хрипами (отек гортани - ложный круп). Сказали нам, что накануне вакцинации мы подцепили какой-то вирус (как потом оказалось Эпштейн-Барра), который усугубила прививка. Неделя в больнице, пичкание лекарствами, замкнутое пространство, истерика во время ингаляций и просто если мама отошла на 1 метр. Стоило мне выйти из палаты, начинал орать, с другими детьми почти не играл. После выписки стал бояться взрослых, на некоторых гостей даже была реакция в виде плача (ранее такого не было никогда).
В общем с этого момента пошла какая-то постепенная деградация. Месяц назад перестал просить пить/есть звуками и стал водить меня за руку. Даже играть теперь пытается моей рукой! Больше не машет пока-пока. Пирамидку теперь собирает, не обращая внимания на размер колец. Появились вращательные движения руками.

Вот таким был сын на момент первого посещения нового невролога.
«Не думаю, что у Вашего ребенка аутизм, но задержка речевого развития точно есть. Это у Вас после АКДС? Нет? После "корь-краснуха-паротит", понятно. Никаких прививок в ближайшие годы, нельзя их делать, имея проблемы по неврологии!»
Ларионова Юлия Сергеевна
невролог ДП№45 Невского района
3
Ноотропы: все, кроме прогресса
Первый препарат, который нам прописала невролог - это Энцефабол. Его я давала один месяц, подмешивая в сладкое фруктовое пюре. В то время мы еще пробовали ввести бгбк диету, но безмолочное сын отвергал, поэтому мы ограничились исключением из рациона глютена.
Но, невролог зря надеялась, после ноотропа он не заговорил! Единственное изменение - на фоне энцефабола его привязанность ко мне стала более тактильной (хотя лежать он все равно в обнимку не мог, но хотя бы стал позволять брать его на руки и стал обнимать в ответ), а ведь раньше и дотронуться к себе не давал!
Невролог не унывала, хотя наличие аутизма уже не исключала. Официальный диагноз на тот момент и до сих пор именно по неврологии - резидуальная энцефалопатия. Попросту говоря - непонятно что, но что-то не так с мозгом...
Прописала нам Пантогам, который я давала так же, подмешивая в фруктовое пюре. Кроме гипервозбуждения, никакого эффекта. Регулярный дневной сон обычно длился 3 часа, а тут сын мог просто не спать днем по несколько дней подряд. Мог прыгать до изнеможения, носиться по коридорам и улице. К концу курса сын перестал есть пюре из паучей, чем сильно осложнил перекусы на прогулках. А еще он отказался от любой пищи, кроме супов и бутылочек с молочной смесью. К слову, он до сих пор ест то же, что и в 1г8м - после курса Пантогама.
Спустя некоторое время оказалось, что аминомасляная кислота у него в организме и так присутствует в избытке, поэтому назначать Пантогам без проверки уровня этой аминокислоты было довольно опрометчиво.
Но не неврологом единым, как говорится.
4
Раннее вмешательство - есть ли смысл?
«Скорее всего, у Вашего сына РАС - расстройства аутистического спектра, хотя картина похожа и на сенсомоторную алалию. Но ведь не может быть одновременно двух таких сложных диагнозов - это такая редкость!»
Педагог-Консультант
Институт Раннего Вмешательства - Санкт-Петербург
После экспериментов с ноотропами я нашла чудесную организацию - Институт Раннего Вмешательства. Мы туда съездили в общем сложности раз 10. Консультации, обследования, общение с эрготерапевтом по поводу избирательности в еде и сенсорной интеграции.
Очень неплохо открыли мне глаза на развитие сына их анкеты:

1. Шкала KID-R – для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев.
2. Шкала RCDI-2000 – для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет.
3. Анкета M-CHAT – анкета для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия.
4. Анкета LittlEARS – анкета для оценки слухоречевого развития ребенка от рождения до 2 лет.
И спасибо им огромное, они сказали, что в каждом районе СПб есть центры реабилитации для детей-инвалидов, куда могут ходить ВСЕ дети с проблемами, но без диагнозов, и заниматься БЕСПЛАТНО. Это правило работает до 3 лет, потом двери в центры закрываются детям без инвалидности. Ну а судя по практике, инвалидность раньше 3,5-4 лет по речевым диагнозам никто не дает.

Направление нам смогла дать только психиатр, невролог не знала про такую возможность в принципе. Но спасибо нашему психиатру Аверьяновой И.А., она написала направление с 2-мя диагнозами под вопросом: сенсомоторная алалия и РАС, и в 1г9м мы уже начали ездить на индивидуальные занятия с психологом и дефектологом в центр на Ивановской. Нам предлагали еще музыку, физкультуру, но зная, что Рома не выполняет инструкции, заниматься в группе - бессмысленно, решили мы на семейном совете. И обходились поездками в ИРАВ и в центр реабилитации до возраста 2г5м.

В целом, могу сказать, что толку от этих занятий почти не было, единственное, мы приучили ребенка к тому, что на свете много интересных мест, где безопасно, весело и интересно. Ну и их большой ассортимент игрушек помог мне понять, что нравится сыну - мозаики, сортеры, пазлы, геометрические фигуры и разные цвета. Животных и людей он не воспринимал еще долго.
Еще один плюс ИРАВ - это сенсорная интеграция. И не ради выкачивания денег, а ради результата - они больше консультируют и информируют родителей, что делать с ребенком, а не просят, чтобы к ним ездили каждый день на 30-минутное занятие, на котором присутствие родителей исключается (как это делают в одном центре на Пионерской).
Помимо занятий, мы и дальше ездили к специалистам. Следующими на очереди были остеопаты.
5
Остеопат мануальщику рознь
«С вашим ребенком все в порядке, не выдумывайте! Он не говорит, потому что вы ему все даете. Вот не давайте ему еду и он сразу заговорит!»
Баиров Али Гиреевич
остеопат, входящий в ТОП-10 по СПб
Почему мы решили обратиться к остеопатам?
На одном форуме я познакомилась с Мариной, ребенок которой на месяц младше Ромы, и тоже не говорит. И вот у них в Калининграде есть чудесные доктора-неврологи, которые лечат детей мануальной терапией, физиотерапией и ноотропами. Поразительно, но после одного такого курса мозговое кровообращение восстановилось, и ее ребенок произнес свое первое слово "папа" и стал потихоньку пополнять свой активный словарь.
У наших сыновей у обоих в 3 месяца диагностировали кривошею, у нас обеих были тяжелые роды с травмами для малышей, а потому я надеялась, что и у нас все идет "от шеи".
Роме тогда был 1г11м. И от себя полуторагодовалого оно особо не отличался.
К тому времени мы сделали 3 курса массажа (в 3, 8 и 20 месяцев), и визуально конечно же кривошеи не было, но мозговое кровообращение могло быть нарушено. Вместо допплера мы решили сразу пойти к толковому специалисту.
Но моему разочарованию не было предела, остеопат Баиров А.Г. заявил, мы просто его неправильно воспитываем, именно от этого все проблемы с речью и развитием. Второй сеанс у него стал для нас последним.
Перед отъездом на летние каникулы в 2г4м мы прошли еще 5 сеансов у другого доктора. Лим Евгений Юрьевич очень помог мне с моей спиной, а потому я вверила ему своего ребенка. Важно было, что он не просто остеопат, а еще и невролог и мануальный терапевт. То, что он еще лечит пиявками и иглоукалыванием, нам не пригодилось, но любители восточной медицины точно бы это оценили.
После сеансов Рома был очень веселый, включенный в наш мир, даже смотрел в глаза, и стал пытаться меня звать, почему-то произнося "Ка!". Эффект конечно не тот, о каком мы мечтали, но самое важное - мы исключили проблемы по физике, и пришли к тому, что все-таки надо работать с мозгом.
6
Инновации - надежды и сомнения
«Нам предстоит большая работа, но в итоге мы сможем до школы привести развитие Ромы к норме, ведь кора головного мозга формируется до 14 лет, а фонематический слух (понимание речи) - до 7-8 лет»
Тарасенко Влада Ивановна
основатель и руководитель Linguistic Correction Center
Уже смирившись с тем, что у ребенка выраженный аутистический спектр, я тоннами читала литературу и форумы на эту тему. Затем получила диплом о переквалификации и стала педагогом по работе с детьми с РАС.
О высокочастотной терапии я узнала на сайте stopautism.ru. История Максима, которому помогла стимуляция мозга музыкой, меня вдохновила, и мы поехали в Киев к Владе Ивановне Тарасенко на очную консультацию.
То, что я на ней услышала, привело меня в смятение, ведь мне же говорили ИЛИ сенсомоторная алалия, ИЛИ аутизм. А Влада Ивановна сказала, что у нас и то, и то. Причем, что РАС вызваны в большей степени генетическими/метаболическими нарушениями - "идите к генетику". А сенсомоторная алалия - неврологическими. И то, что касается неврологии, можно привести в норму к школе. Для этого нужно как минимум: восстановить фонематический слух ребенка: 3 курса Логопед Дефектолог (низкие, средние и высокие частоты, то есть мужские, женские и детские голоса) и 2 курса микрополяризации (на зоны Брока для проговаривания, Вернике - для понимания, зоны социализации - для развития коммуникации и т.д.)
В общем, мы заказали индивидуальную программу, купили наушники с костными динамиками и уехали в Питер. Роме тогда было 2,5 года.
И вот, программа куплена, наушники есть, а среди моего круга общения стали возникать категоричные мнения.
Как минимум, появились сомневающиеся: "Вы не там ищете, не туда копаете, с вас все хотят содрать деньги за непонятные методики, и в итоге вы останетесь ни с чем. И вообще, может виноваты паразиты или вирус, который убивает мозг ребенка??".
Вирус с паразитами - это серьезно. Я связалась с тем специалистом, которого мне посоветовали, и началась эпопея анализов.
7
Анализы: сколько ни сдавай, все равно мало
«Я думаю, что расстройство функции речи - это последствия ВНУТРИУТРОБНОЙ ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (герпес 5 типа) и... затяжные роды... Ещё одна очень важная тема, в плане гиперреактивности, гиперактивности, запаха изо рта, изменения кала, отставания психомоторного и речевого развития - это ПАРАЗИТАРНЫЕ ИНФЕКЦИИ!!! и работа КИШЕЧНИКА!!!!»
Ситкова Ольга Львовна
гастроэнтеролог, инфекционист
По совету одной из мамочек я обратилась к доктору инфекционисту-гастроэнтерологу дистанционно. Список анализов, которые она назначила, просто шокировал:
1) Из зева (горлышко) НАТОЩАК! сдать мазок на ГЕРПЕСЫ :
*ВПГ 1,2 тип количественный
*ЦМВИ количественный
*ВЭБ (это 4 тип герпеса) количественный
*ВГЧ 6 тип количественный
Если эти вирусы активны в носоглотке, т.е будут обнаружены, значит они и в клетках МОЗГА!
2) Исследования:
*УЗДГ сосудов головного мозга
*ЭЭГ
*ЭХО - ЭГ
*УЗИ органов брюшной полости, чтобы оценить воздействие ЦМВИ на печень и почки
3) Анализы:
*ОАК с лейкоформулой
*кровь (метод ПЦР) на ДНК ЦМВИ КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ метод
*антитела Ig M, G и авидность ЦМВИ (метод ИФА)
*моча на ЦИТОМЕГАЛОВИРУС (количественный)
*общий Ig A, M, G, E
*биохимия крови (исключить ЦМВИ - гепатит) :АЛТ, АСТ, билирубин общий /прямой, Щ.Ф.,ГГТП., сывороточное железо
* Антитела к лямблиям, гельминтам: (токсокары, трихинеллы, описторхи, эхинококк), к аскаридам
*к хеликобактер
*к кандиде
*к токсоплазме (IgА,IgG, авидность)
*хламидии пневмонии (М, G)
*микоплазма пневмонии (М,G)
*Ig E общий
*Ig А, М, G, ЦИК
*ТТГ, Т4 своб.
*антитела М,G,авидность к ЦМВИ, ВЭБ (все антитела)
*антитела сумм. к глиадиадину (синдром целиакии).
Вот такой сумбурный длинный список. Получилось ОЧЕНЬ ДОРОГО.
Но мы шли к победе, а потому сдали 5 пробирок крови (о Боже, как он кричал!!!) и выявили одну только заразу - вирус Эпштейн-Барра. Не ЦМВИ, во влиянии которого была уверена доктор, а только ВЭБ.
Да, вирус неприятный. Но доктор Комаровский считает, что с ним сталкивается каждый ребенок, и я решила, что так сильно повлиять на развитие Ромы вирус вряд ли мог. Тем более, что по анализам у меня его отродясь не было и нет, а у сына минимальный иммуноглобулин к нему. А так как я не отличаюсь супер-иммунитетом, я предполагаю, что отсутствие этого вируса во мне говорит о том, что и для Ромы он прошел вскользь. Ведь страшнее всего именно внутриутробное заражение ЦМВИ, а вот как раз его у нас и не оказалось.
Из полезного - я узнала, что у малого нет аллергии или непереносимости глютена и молочки! То есть бгбк диета, которая у нас не удалась, нам и не нужна вовсе.
Та врач решила,что если не вирусы, то всему виной паразиты, а потому надо ежедневно (минимум 3 раза) сдавать кал и кровь на них, причем перед этим месяц пить горький Хофитол. Но я уже больше не слушала, понимая, что все-таки причины другие, и я верю больше тому, что сказала мне доктор Тарасенко.
8
ABA-терапия - дрессировка, которая не всем подходит
Прошло 2 месяца с момента приобретения программы ВЧТ терапии Логопед Дефектолог. И вот мы наедине с наушниками, одевать которые сын отказывается категорически. Включали мультик, звук шел только оттуда, но нет, прикосновение инороднего предмета к голове вызывало агрессивную реакцию.
Про метод ABA-терапии я слышала неоднократно от наших педагогов, но это недешевое мероприятие, поэтому созрели мы на него только после того, как появилась финансовая возможность.
Так как имитации у нас не было от слова "совсем", ему предлагали хлопать в ладоши и в награду включали мультик. Так он и не понял, что надо повторять не только хлопки, а вообще все, а потому он решил, что если похлопать в ладоши, ему поставят мультфильм. Также ему тренировали указательный жест, заставляли сортировать по 2 предмета (несмотря на то, что он справлялся с заданиями в 5 раз сложнее), научили сидеть на горшке, как на стуле (пока он не решил сделать его шляпой), и апофеозом всего этого "безумия" была дрессировка на фразу: "Дай трусы" - давать трусы, лежащие на столе.
С учетом того, что он не распознает речь, все шло очень тяжело. Каждое занятие сопровождалось протестами и слезами.
Прошла уже половина этих занятий, и я решила, что одеть наушники на ребенка - та задача, с которой они смогут справиться. И это то, что нам максимально важно в текущий момент.
Действительно, тераписты оказались профи, и мы за одно занятие надели на него наушники, после чего мы попросту бросили АВА-терапию и начали курс высокочастотной стимуляции.
По итогам АВА-терапии ни имитация, ни указательный жест не появились, видимо 25 дней занятий - это недостаточно...
Но сам принцип - за мотивационный стимул просить что-то делать, мы с тех пор применяем сами. Например, когда мы стали стимулировать пользование речью (в 4 года), я не надувала шарик, пока не слышала: "Ду". И не отпускала, пока он не говорил: "Пукась")))

9
Первый курс Логопед Дефектолог: без отката нет прогресса
Роме было 2г8м, когда мы наконец-то стали слушать первый курс ВЧТ по индивидуальной программе Влады Ивановны Тарасенко. Цель - проработка низких частот (мужских голосов). На выходе он должен был начать понимать речь мужчин, ну и меня частично тоже, так как голос у меня довольно низкий.
Я подобрала мультики, которые можно смотреть без звука, скачала их в отдельную папку, чтобы помимо программы и видеоплеера, больше ничем не нагружать процессор ноутбука.
Первые дни были по 20 минут 2 раза в день, на третий уже 30 минут, и это оказалось проблемой. Последние 10 минут сын ну никак не хотел сидеть, вертелся, срывал наушники, убегал. На 5 день терапии пропал дневной сон.
Мы его кормили гематогеном, поили соками, танцевали и прыгали, лишь бы он сидел., но срабатывало это не всегда.
Тогда я допустила большую ошибку. Если сын убегал, я ставила на паузу и следующий день начинала с этого же места. А оказывается надо было переслушивать заново, потому что проработка идет по нарастающей в каждое занятие. Максимальная пауза - 2-3 минуты!
Но несмотря на такое иногда неправильное прослушивание, изменения стали заметны уже через 2 недели.
Вот цитата из моей переписки с подругой:
"А я тебе говорила, у него появилось мамамама? 8 октября (13 день терапии).
А вчера сказал просто мама, правда не обращаясь ко мне, а так, смакуя звук.
А сейчас гематоген протягиваю, а он в наушниках сидя - дааай.
Неужто речь начинается, прям не верится..
Единственно, пугает возможность отката. Написано, что капризы могут начаться после 5 блока, это где-то середина курса. Выздоровление через обострение как бы. Могут усилиться аутичные черты, появиться раздражительность, капризность. Это показатель того, что есть нездоровые нейроны, и программа до них достаёт, стимулируя рост здоровых нейронов.
Купили Роме гибкий трек. И когда выключили эту машинку, он стал другие свои маленькие катать по нему . К мягким игрушкам стал интерес проявлять, раньше и в руки не брал."

И вот наступает 5 блок программы. Рома тогда ходил в ГКП в садик, и после трехдневного перерыва произошло необычное. С утра ушёл в сад со слезами, там тоже капризничал. Первым делом закрыл уши руками: 9 человек было в группе, отвык, наверное, от толпы. Потом он бежал и лбом ударился об раковину. Причём воспитательница утверждает, что он её видел, может высоту не рассчитал... В итоге на лбу шишка.
В общем, это и был старт того кризиса, который нам обещали. Рома начал вести себя, как в 1,5 года. Опять зацикленность проявлялась, сын качался, кружился, плохо спал, часто капризничал, бывало даже валялся на полу. Ну и стал игрушки в кучки и рядочки сортировать очень активно.
4 дня до конца терапии:
"Сегодня занятие у логопеда было наихудшее. Он просто не хотел ничего. За час 10 раз пробежал по ортоковрику. Собрал пирамиду и поиграл в мячик чуть чуть. Логопед считает, что регресс налицо. Кружится, цыпочки, отталкивает из своего личного пространства, не интересуется никакими игрушками. Не рисовал, наклейки 2 недели назад начал изучать, сегодня даже не притронулся. Прилипает к выключателю. Туда сюда щелкает, зацикливается. Потом зацикленность, чтобы она сидела на боковушке кресла. Не на диване, где всегда, а почему-то там. И причём так агрессивно толкал её руками и ногами с воплями! А дома кучки и рядочки. Плюс опять жуткий интерес к мячам. Как дефектолог сказала, что он "мается", то есть не знает куда себя приткнуть, и так и сяк... Нервная система напряжена. Но есть и подвижки. Из прогресса все больше кривляется в зеркало, постоянно за собой наблюдает. И слышатся очень редко, но уже слова. Пустышку забрала, он дайдайотдай. Потом нога в диване застряла, а я спиной к нему, он выдавил что-то типа мааам."
Под конец терапии мы отменили все занятия (предыдущие 3 месяца мы ездили к логопеду-дефектологу и центр реабилитации). Рома ничего не хотел, только бегать, прыгать, мячи, верёвки, в общем все, что связано с движением. Научился в развлекательном центре по веревочной лестнице подниматься, на следующий день нашёл такую же на площадке, без помощи залез.
В общем я была обеспокоена регрессом, но сотрудник центра Влады Тарасенко успокаивал: "Обострение - это норма, это правильная реакция на прохождение терапии и, к сожалению, указывает на наличие нарушений, которые и начала корректировать программа. Из-за этого идет усиление негативной симптоматики. Программа только начала работать - это еще не ее действие, она обнажила проблему, прошлась по тем зонам, которые нуждаются в коррекции - вот они и выдают такую реакцию. Как массажист, который на спине нажимает точки и человек чувствует боль - это не массажист делает больно, он всего лишь обнажает проблему."
Итак, несмотря на сложности, курс был завершен, и в течение следующих 2-3 недель все капризы и аутичные черты ушли, а Рома внезапно стал смотреть в глаза, имитировать движения взрослого (в зеркале поначалу), а на желанные предметы (и людей) стал показывать указательным пальцем. Вот как я его описывала подруге:
"Весёлый такой бегает, кажется, аутичные черты меньше становятся. Опять за Мойдодыром в мультике движения повторял. Стал, моясь в ванной, лежать, раньше не усадить было... Стал больше играть, вот сейчас строит город из кубиков.
А вчера показываю папе, как Рома руками делал, и Рома, это видя, начинает повторять. Я сразу: "А давай похлопаем", хлопаю, он секунды через 2 тоже начал, а потом на голову руки (это мы вчера учили ладушки - там, где на головку сели).
Уходили тут с занятий, я говорю пойдём со мной, в туалет хочу, а он по лабиринту в конце коридора. Рома там не был год уже, и боялся ходить дальше знакомых дверей, так он пошёл без истерик, сам (на речь среагировал, не за руку тащила!), подождал, все как обычный ребёнок.
Мне главное, что имитация появляется и понимание речи."










10
Сын нас понимает! С каждым днем все лучше и лучше
Сразу после "курса наушников" мы начали Фосфатидилсерин, который нам прописала Влада Ивановна Тарасенко, и пошли на курс массажа. Тоже неправильно, как оказалось, надо было дождаться, пока пройдет перевозбуждение. Но увы, первый блин, как говорится комом, и было, что было...
Подруга спустя пару недель спрашивает, стал ли он речь лучше понимать? Я отвечаю:
"Лучше однозначно. Отдай соску говорю, когда за дверь вышел. Он так помялся, вернулся, вытащил изо рта и отдал. Это вообще самый сильный мотивационный стимул, а он взял и отдал без капризов. "Пойдём спать", "пойдём мыться", "пойдём кушать" с первого раза обычно слушается. Чаще стал выполнять инструкции "дай", раньше не слушал совсем. А сейчас поел, я ему: "Дай бутылочку", он мне её в руки даёт, а не швыряет как неделю назад, например. А на занятии удивил! Они складывали кубики. Психолог спросила, какой надо поставить. Он сказал "беи" и поставил белый! Это, конечно, вообще на грани фантастики. Жаль, меня там не было. Приходится верить со слов..."
Через 1,5 месяца после первого курса мы опять слушали ВЧТ. Так называемая достимуляция - повторение самых важных блоков программы (в нашем случае 5-9 блоки). В этот раз со сном проблем было меньше, но сын никак не хотел сидеть под старые мультики. 5 минут и начинает ерзать, просит переключить, верещит, в общем не терапия, а не пойми что. На 3 день курса я писала подруге:
"Рома читать учится. Очень интересуют буквы. Как в мультике что написано: "помидор" или "красный", он пальцем водит по экрану. Подарили ему магнитный алфавит, восторг такой, 3 раза играли сегодня. Просит озвучивать буквы... Но слова пока не даёт составлять, я пыталась писать на доске Рома, он быстро стирал... Пока только сортирует. Гласные отдельно от согласных, например. Спустя дня 3 уже стал все буквы правильно раскладывать, не вверх ногами, только проблема с Р, Ь... Я ему тогда еще раз показала, как правильно, больше не переворачивал их, как в первый раз "
На фоне интереса к буквам мы заметили, что он залипает на титры в фильмах. И это стало палочкой-выручалкой. Под сделанные нами компиляции из разных титров он прекрасно стал слушать свою терапию по 30 минут.
Тогда же мы стали играть в развивающие игры на планшете. Малой схватывал все на лету, как выходить в главное меню и выбирать другую игру, понял очень быстро. Но вот, что планшет можно подвинуть или перевернуть, не догадывался, а потому сам перемещался вокруг него.
К концу курса сын стал имитировать звуки и слова. Например, за дедом повторил "бух", за мной "ам ам". Но видно было, что скорость обработки информации невысока. В среднем, 2 секунды задержка между просьбой и выполнением, между тем, что сказали и тем, что он повторил.
При этом не было такого отката, как во время основной стимуляции. Сын был весёлый и нормально спал. Глазной контакт стал устойчивым - это отметили все педагоги. Частенько сын пытался со мной говорить на своем тарабарском, глядя прямо в глаза. Жаль, я не могла его понять, поэтому он замолкал.
Еще из позитивного - концентрация внимания стала намного лучше. Он мог заниматься 50 минут без отвлеканий! Раньше его свободу в пространстве ограничивали: в ход шёл ортопедический стул со столиком или просто вариант задвинуть столом его, сидящего на диване. После курса это уже было не нужно.
Тогда же Рома стал придумывать новые игры, стал лучше взаимодействовать. Вот что я писала подруге:
"Сегодня вот хотел чтобы я в шкафу сидела с ведром на голове. Я ему: "Иди сам в шкаф, а он: "Атт аяаяатттда". Я ему: "Нет, не пойду, иди сам", а он ржёт и опять говорит примерно то же самое.
Мы заметили, что "Пф" это недовольство, а "Кх" это прям отрицание. "Ссс" просил, оказалось, сушку. На соску "се" говорит, такое среднее между "зе" и "се". И все со смехом, в глаза смотрит. Крестик на него одели наконец, а то я все боялась, что сгрызет. А тут такой интерес, ходит у папы смотрит крестик, у меня, у себя. Третий день все налюбоваться не может".

Но стереотипии и зацикленность никуда не делись, разве что их стало поменьше, а по коммуникации у меня с ним все было более-менее, а с другими конечно хуже.
Улучшилась координация движений. Научился душ держать и управлять им. Стало в разы меньше травм, связанных с недорасчетом траектории движения или расстояния до объектов. Стал много рисовать, научился пользоваться красками.
Спустя месяц после достимуляции сделала интересное наблюдение:
"В Малышариках есть серия, где дети делают зарядку под песню. Он как-то повторял за ними, но так частично, не все. А сегодня он под эту серию кушал. Как только доел, побежал к зеркалу и стал в точности повторять все движения по памяти. Я эту песенку в голове у себя прокручивала и смотрела, все в точности.... Имитация по памяти!"
Но конечно было ещё, над чем работать. Раздевался по просьбе, и то не все мог снять, а одеваться ну никак. С горшком все было непонятно... Садиться на него уже не хотел. В туалет было не заставить зайти. В ванну писал, но сам туда попроситься не мог.. Отслеживать было сложно, только отвлечешься, а он уже без штанов, пописает где-то и снимает их сразу. А вот носки не мог снять мокрые.
В целом, уровень развития Ромы на тот момент был примерно 1 год. До курса ВЧТ - 8 месяцев.


11
Биорезонансная терапия и гомеопатия
Как любитель всего нового, я не могла обойти стороной биорезонасную терапию. Еще в 2013 году я сама проходила диагностику в Германии, где эта методика очень популярна. Тогда я была поражена точностью диагностики.
Потому, когда одна знакомая мне сказала, что с помощью БРТ она избавилась от герпеса, с которым мучалась 3 года, я решила записаться к ее врачу, которая работает по методу Фолля уже лет 15.
Естественно, начали мы с Ромы.
Проверяли не только общее состояние здоровья, но и аллергены. Нашли стафилококк, который мы принесли из роддома, а также вирусы - Эпштейн Барра, о котором мы и так знали, и респираторный вирус. Оказалось, что воздействуя на них анти-частотой, можно перевести их в неактивное состояние, чтобы они не давали нагрузку на иммунитет. Забегая вперед скажу, что 10 месяцев после последнего сеанса БРТ, Рома ни разу не болел мононуклеозом, хотя до этого болел им с разницей в 3 месяца. То есть вместо ацикловира можно за 2-3 сеанса все убрать безболезненно и без вреда для других органов.
По аллергии тоже интересно: малина, клубника, семечки - то что он любит - это для многих в раннем возрасте аллергены, но у него отличная переносимость и нет аллергии на них. То есть по сути все что он ест, ему подходит. А вот когда нам безглютеновую диету прописали, не вдаваясь в подробности, получилось что я начала ему давать кукурузу, а у него аллергия на неё, оказывается. Из мяса говядина и индейка, в принципе я так и думала, в основном он её и ест...
По итогу нам выдали гомеопатические горошины - мягкое успокоительное для нервной системы, что-то для мозга, а что-то для поджелудочной (она у нас периодически сбоит). Их я размешивала в питье, хотя рекомендовалось давать в чистом виде отдельно от приемов пищи, но Рома их не хотел, поэтому пил и не знал об их пристуствии. На следующих сенасах были явные улучшения по многим показателям.
В общем, биорезонансом мы остались довольны, и теперь периодически им пользуемся, особенно в сезон простуд.


12
Второй курс Логопед Дефектолог: понимаем женскую речь
Спустя 7 месяцев после начала первого курса ВЧТ можно было начинать вторую терапию. Ее мы ждали уже с нетерпением, так как прогресс в плане понимания речи был налицо, но понимал он далеко не всех. Женщины с высокими голосами для него как будто бы говорили на незнакомом иностранном языке.
Консультацию мы прошли дистанционно (снимали видео, правда чуть ли не 2 недели), потом ждали еще 2, запись-то очень плотная. Ну и спустя еще 2 недели был готов следующий курс.
Слушали мы как обычно - титры, мультики, гематоген.... Сон в этот раз был более стабильным, 5 дней в неделю он спал днем. Какой-то зависимости от чего-то конкретного я не нашла.
Тогда я и забыла, что нас может ждать откат, привыкла уже к хорошему поведению. Поэтому то, что началось спустя 3 недели, было немного неожиданно:
"Истерики, крики, даже может на земле валяться. Слов не слышно".
Но спустя неделю все негативное поведение сошло на нет, и у нас опять пошла "речь". На поезд садились дважды, и он чётко сказал: "Поестеде" - поезд едет. Стал сопровождать свои падения словами "бубу" или "буа"."
Конец терапии пришелся на начало лета, поездки, отпуски. Рома уже все понимал, но делал по своему:
"Мы сегодня первый день у бабушки, пошли гулять. Он вообще не управляемый. Как убежал сегодня, весь город обошёл, я реально не могла догнать, то есть он впереди метров за 50 и расстояние никак не сократить. На дорогу дурак бежит. Качелей прилетело ему! Короче ахтунг. Километров 5 пробежали, бегает уж очень быстро! Пришлось схитрить, срезать путь и нашлепать по попе."
Рукоприкладство мы до этого не практиковали. Но тут уже приходилось обозначать границы дозволенного поведения. На агрессию он отвечал агрессией, мог рвать волосы, выцарапывать глаза обидчику и всячески пытаться сделать больно. Но Слава Богу, такой период продлился недолго.
И после достимуляции произошло чудо - короткими фразами можно было уже уговорить что-то сделать! Ведь до этого он был попросту своенравен и неуправляем.
Еще один значительный прогресс после достимуляции - он стал проситься в туалет! Подходил, снимал штаны/шорты и тем самым обозначал свое желание. И мы его вели писать в ванную (по прежнему) или давали памперс, если были не дома. На улице пописать под кустик было ему непонятно, а вот у кустика пописать в памперс и тут же его снять - вполне нормально.
Еще несомненный плюс: стал понимать, что машины - это угроза, больше не выбегал на дорогу, а спокойно пережидал на обочине. В плане безопасности это были очень большие подвижки.
Кроме того, он продолжал вглядываться в рот говорящего, чтобы уловить артикуляцию, но повторить не мог. Просил сам озвучивать огромное количество предметов.
Видно было, что он понимает речь и мужчин, и кажется, уже всех женщин, а вот детскую речь игнорировал - как будто рыбка шевелит губами, даже не смотрел в их сторону. Конечно, когда они бегали и визжали, он с радостью присоединялся. Но речь не понимал. Это было видно так же по мультфильмам - те, что озвучены детскими голосами, он смотреть не хотел.
Тогда я понимала, что сенсорный компонент (понимание речи) улучшен, а вот моторный (выговаривание) - в самом большом приоритете. Мы еле дождались 1,5 месяца перерыва после достимуляции, чтобы поехать в Киев на микрополяризацию.

13
Генетика: с чего стоило начать сразу после рождения
Этим же летом мы обратились к харьковскому генетику, которого порекомендовала Влада Ивановна. Первым делом она запросила все анализы по ребенку, которые были накоплены на тот момент, и назначила свой дополнительный список:
* Микроэлементы крови: йод, селен, цинк, медь, магний, марганец, кальций, фосфор, железо
* Дофамин, серотонин, норадреналин крови (нейротрансмиттеры)
* Гомоцистеин крови
* Витамины крови: группа В (В1, В2, В3, В6, В12, фолиевая кислота), Д (25-ОН-Д)
* Лактат крови
* Аммиак крови
* Антитела к глиадину и казеину
* ПЦР на лактазную недостаточность
* ПЦР крови на ВПГ 6 типа, ЦМВ, ВЭБ
* Копрограмма, анализ кала на дисбактериоз
* Аминокислоты крови (метод ВЭЖХ)
* Биохимический профиль крови (щелочная фосфатаза, АСТ, АЛТ, триглицериды, глюкоза, мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатинфосфокиназы, общий белок, общий билирубин, лактатдегидрогеназа)
Опять внушительный список, мы решили сдавать его частями.
Начали с витаминов и гомоцистеина. Выявили небольшой дисбактериоз кишечника. Пили потом пробиотик, витамины (магний, цинк и медь) + бетаргин и P-5-P (активная форма B-12) для снижения гомоцистеина (с 9 снизился до 4,95 за 2 месяца).
Не могу оценить результат в чистом виде, так как прием лекарств был сразу после достимуляции второго курса ВЧТ вплоть до микрополяризации, а еще пришеля на конец лета (а лето - это всегда прогресс у нас). Знаю, что ухудшений не было, хотя иммунитет дал небольшой сбой, и осенью Рома болел аж 4 раза.
Аминокислотами мы занялись совсем недавно. А зря - из 26 штук целых 9 не в норме....
Вот теперь корректируем и их. Биомед прочно вошел в нашу жизнь, благо подмешивание витаминок в питье проблем не составляет.
А теперь о главном: генетик нам так и не сказала, что за диагноз у Ромы. Что именно за нарушение метаболизма имеется в виду.


14
Микрополяризация: не может выговаривать? Это ему точно поможет!
На второй очной консультации мы оказались спустя 15 месяцев после первой встречи (спустя 11 месяцев после начала терапии у Влады Ивановны).
Вот материалы с нашей первой консультации и в скобках мои примечания:
- дефицит внимания (исчезло после 2 курса)
- нарушен процесс аккомодации - наведения фокуса на предмете (исчезло во время первого курса)
- дефицит социального внимания – к ситуации, к объектам в ситуации, их желаниям и потребностям (частично стало лучше)
- гиперактивность, кружения, полевое поведение - блуждание без цели (частично улучшилось, теперь занимает меньше времени и проявляется реже)
- значимо снижен познавательный интерес (исчезло)
- не развиваются ролевые игры по возрасту, характер игр — манипулятивный или двигательный (частично лучше, есть попытки играть в ролевые игры)
ИТОГ: тяжелое поражение речевых зон – сенсорной и моторной речевой коры по типу сенсомоторной алалии (перешло в среднюю степень тяжести)

По словам Влады Ивановны, заговорить он должен был после микрополяризации. Мы 3 недели сидели в Киеве и каждый будний день ездили на сеансы терапии по 15-20 минут. Проходили, так скажем, экстерном (оптимальное прохождение микрополяризации 2-3 раза в неделю). Поэтому были вынуждены пить успокоительные.
Ни откатов, ни каких-то отклонений не было, дневной сон был стабилен.
Мы ждали чуда. И вот на 3 день после окончания курса мы услышали как Рома говорит алфавит. Нажал на паузу в мультике и стоял читал все буквы! Конечно, по своему. "В" это "ФУ", "Л" и "Р" звучали как "Э", "М" и "Н" тоже одинаково: "Ма", "мягкий знак" - "изя", твердый - "тызя". Но это было осознанно!!!
За последующие 2 месяца мы услышали около 100 слов (чаще первый слог, если слово короткое, и последний либо соединение начала и конца, если слово длинное). Все овощи, фрукты, фигуры, цвета и еще множество существительных из мультиков, выговаривал даже не слоги, а целые слова - "акула", "очки"...
Но все равно полноценной речью это назвать было нельзя. Это было похоже на эхолалию - повторение услышанного. А речь - это часть коммуникации. Вот, например, позвать "мама" это было сложно (даже если что-то случилось, проще орать), а вот сказать "ма" просто так - обыденно и не выглядело как обращение.
После микрополяризации у нас был запланирован третий курс Логопед Дефектолог. Но Влада Ивановна посчитала, что будет слишком большая перегрузка для нервной системы (высокие частоты самые сложные) и порекомендовала сначала пройти курс Логопед Интеллект на обычных наушниках.



15
Инвалидность: 7 кругов ада, но теперь государство хоть как-то помогает
Между микрополяризацией и курсом Логопед Интеллект мы занялись оформлением инвалидности. Но об этом я напишу позже.

16
Логопед Интеллект: третий курс ВЧТ и новый прогресс
Стремительное пополнение активного словарного запаса после курса микрополяризации нас уже не удивляло. Но проблемы оставались, в частности, отсутствие коммуникаций, туалетные дела в памперсы и т.д.
Буквы, звуки не складывались в слова, они существовали отдельно. Он мог читать по буквам, но что это единое слово, не знаю, понимал ли. Сложность была еще в том, что во многих мультфильмах про азбуку-алфавит (а их у нас коллекция - штук 20) говорили именно буквы, а не звуки. Конечно, с его произношением из "БЭ", "А", "МА", "А", МА" сложить БАНАН очень трудная задача.
Мы занимались 6 дней в неделю по 1 часу на разных занятиях в детских центрах, занимались по максимуму с ним дома (я к тому времени уже получила диплом логопеда), но вот в садик не ходили. Я посчитала, что заниматься иммунизацией (то есть болеть все тем, что витает в садиках) нам сейчас не надо, надо сначала завершить все курсы терапии и восстановить ребенка. Ведь времени у нас немного - всего 3 года до 7 лет.
Курс Логопед Интеллект мы, к сожалению, до конца не прошли, 60% еле осилили, но так как малой почти не спал (7-8 часов в сутки), Влада Ивановна сказала прекратить стимуляцию и переждать.
Спустя 1 месяц после начала перерыва случилось долгожданное - Рома пописал в писсуар, стоящий в ванной, а спустя 8 дней он уже ходил на унитаз. Уговорить его оказалось не так уж и сложно (не хочешь мыться - писай сюда). Первое время он звал за помощью, а потом уже стал делать свои дела сам.
В речи стали появляться глаголы, и (спасибо в т.ч. методам АВА-терапии) началась какая-то коммуникация, то есть ребенок что-то хочет, подходит, обращается, просит что-то сделать СЛОВАМИ!
Спустя 2 месяца мы начали достимуляцию. На момент ее начала уровень речевого развития Ромы был примерно на 2 года. С момента начала терапии прошло ровно 18 месяцев, напомню, что начинали мы с лепетного уровня - 8 месяцев.
В этот раз мы уложились в 5 недель, перевозбуждение опять было - стал пропадать дневной сон, но так как отец Ромы в этом возрасте в принципе перестал спать днем, я уже не сильно переживала. Где-то спустя неделю после начала нам сказали на музыке, что Роме очень понравилась песенка про английский алфавит. Я нашла множество вариаций ABC, и он за пару дней его выучил, управляя мультиками сам или прося меня включить ЭТО в Ютубе. К окончанию достимуляции Рома стал активно использовать слово ДУ. Поначалу мы думали, что это глагол "ДУЙ" (шарики, пузыри), но когда Рома стал считать до 10, называть цвета и фигуры на английском, мы поняли, что это глагол DO - просьба что-то сделать.
Через 2 месяца после достимуляции Рому прорвало все повторять. Количество слов, которые он произносил, уже исчислялось сотнями. Это были имена близких, предметы, которые окружают и даже абстрактные понятия ("Что идет после лета?" "Осень (ОСЕ)").
Коммуникация была не идеальной, то есть инициировать общение Рома предпочитал только в ситуациях, когда ему сильно что-то надо, а сделать сам он не может. Но он стал отвечать на вопросы! "Что ты хочешь? Что мне сделать?" - Писять, кушать (КУСЯ), дай, дуй, выливай (ВЫЕЕ), сок, печенье, суп...
Речь постепенно становилась фразовой (ДАЙ КРАСНЫЙ, МАМА ДУЙ, КУШАТЬ ПЕЧЕНЬЕ...). И хотя оставались непроизносимые/плохопроизносимые звуки (сонорные и шипящие), словарный запас с каждым днем пополнялся стремительно и уверенно. Понимание речи взрослых было полным.
С детьми коммуникации по-прежнему не складывались, к нему часто подходили, здоровались, спрашивали, как дела и как его зовут, предлагали играть, но он стеснительно молчал (то ли не знал, что и как ответить (из-за РАС)), то ли не воспринимал высокие частоты (из-за остаточной сенсорной алалии).
Однако молчание не мешало ему играть с детьми в догонялки, вместе прыгать на батуте, повторять что-то за кем-то.
Впереди еще одна микрополяризация, еще один курс Логопед Дефектолог, и вот тогда уже можно будет говорить о выходе на норму по неврологии!



17
Сенсорная интеграция: польза всем детям
Очередное мое увлечение - это сенсорная интеграция. С 2018 года я занимаюсь изучением и практическим применением нейропсихологии, и к этой теме меня, можно сказать, тоже подвела судьба.
Подробности напишу чуть позже....

18
Антидот для вакцин: CEASE-терапия Тинуса Смитса
Наши поиски в лечении аутизма продолжаются и до сих пор. Неврологические проблемы мы успешно предололеваем с помощью ВЧТ-терапии и микрополяризации, а вот аутичные черты поддаются коррекции в меньшей степени. То есть, применяя методики Тарасенко В.И,, мы ждем полного избавления от сенсомоторной алалии, и частично от РАС.
Почему частично? Потому что корень зла еще не найден. Истинную причину аутизма в нашем случае мы так и не узнали.
И вот опять же волей случая пишет мне знакомая, которая любит гомеопатию, что их новый доктор посоветовала методику лечения аутизма CEASE (Complete Elimination of Autistic Spectrum Expression – полное устранение аутичного спектра) доктора Тинуса Смитса.
Ее суть подробно изложена в книге "Аутизм. Преодолевая отчаяние".

Вкратце: речь идет о том, что полному излечению поддается "прививочный" аутизм, то есть те виды РАС, которые возникли после отравления вакциной.
В книге описаны сотни успешных случаев лечения, которое подбиралось строго индивидуально.
Для начала доктор должен выяснить, какие токсичные вещества послужили пусковым механизмом в развитии болезни, а затем изготовить препарат из этого самого токсичного агента. Этот метод еще называют изопатией. Но она одна тоже не способна добиться 100%-ного выздоровления.
В рамках полифакториального лечения Тинус Смитс также применял:
- биодобавки с жирными кислотами Омега-3;
- повышенное количество витамина С;
- другие БАДы (в частности, цинк и магний) для восстановления минерального баланса в организме;
- препараты классической и вдохновительной гомеопатии с целью устранить все имеющиеся симптомы аутистического спектра и сопутствующие им расстройства.
Учитывая, что наш явный регресс и яркий период РАС появился после прививки "корь, краснуха, паротит", обойти это лечение стороной я не могу. Тем более, что на биорезонансной диагностике год назад у Ромы вылезло "отягщение вакциной", но тогда о методике Тинуса Смитса не знали ни я, ни врач.
Мы записались на прием к питерскому неврологу-гомеопату Олегу Геннальевичу Мартыненко, переводчику этой книги и врачу, применяющему уже не один год методики CEASE-терапии.
Анамнез был собран очень тщательно, помимо часовой беседы, я затем еще дома часа 2 заполняла анкету, вспоминая все препараты, все токсины, которые так или иначе могли повлиять на Рому.
Нам предстоит сделать очень многое в ближайшие пару лет, так что о результатах лечения я обязательно сюда напишу, но позже.







19
Занятия с логопедами, дефектологами, психологами
Заниматься Рома начал еще в 1,5 года. Первой организацией, где брались за коррекцию таких маленьких детей, стал ИРАВ. Потом центр реабилитации, ну и после 2,5 лет мы уже стали обращаться к платным логопедам-дефектологам. Дорого, возить сложно, заниматься дома непродуктивно... Именно тогда я начала учиться сама.
Первая моя профессиональная переподготовка сделала меня педагогом по работе с детьми аутистического спектра. После каждой лекции я сразу же бралась испытывать все на сыне. Но конечно же, одного образования недостаточно. Потому я пошла на ближайшие полтора года учиться на логопеда. Опять же все, что я выносила из своих лекций и практикумов - сразу испытывалось на Роме. Часть методик шла на ура, некоторые давались сложнее - ведь понимание речи у него появилось только в 3 года.
Ближе к окончанию учебы я расписала план занятий для подруги, у которой нет денег водить ребенка к платным специалистам, снабдила ее вебинарами и литературой - и она успешно поставила звуки "Р" и "Ш" своей дочке. Тогда я поняла, что моих знаний уже достаточно для самостоятельной работы. Но, честно говоря, сама практиковать я не планировала, думая, что мне достаточно будет занятий со своим сыном, и на других деток не хватит времени. Но опять вмешалась судьба.
К моменту окончания учебы на логопеда, я уже записалась на новый курс по нейропсихологии детского возраста. Совмещать с работой было сложно, и внезапно месяц за месяцом у меня стали "исчезать" заказчики по моему бизнесу, за счет которого мы живем последние годы. Сначала ушёл один проект, потом второй, а вот и курс учебы закончен, и уже очень хочется на следующий. Долой уходит еще один заказчик, когда как раз второй курс по нейропсихологии окончен. Получается, с каждым новым "багажом знаний" минус 1 заказчик.
И вот на очередном занятии у нового дефектолога, ее дочка внепланово оказалась дома, и мы весело провели время, пока ее мама занималась. А потом она звонит и просит заниматься "по бартеру". Она с моим Ромой, а я - с её Катей. Кстати, у Кати тоже алалия, правда, в более легкой форме - моторная, т.е. понимание речи есть, трудности именно с выговариванием слов. И в их случае, я уже знала, что занятия само собой, но без микрополяризации будет дольше и сложнее достигнуть нужного результата. На тот момент у меня уже были предварительные договоренности с Владой Ивановной, и я решила, что ПОРА, пора окончательно менять свою жизнь.
Все закрутилось очень быстро: я купила франшизу на право распространения программ ВЧТ, договорилась о том, что для наших питерских деток Влада Ивановна будет писать протоколы дистанционно на основании моих данных с консультаций. Аппарат для микрополяризации, к счастью, относится к категории домашних приборов. Противопоказаний или побочных эффектов при должном применении нет. И я понимаю, что регулярные занятия с детками + методики Влады Ивановны будут давать потрясающий эффект.
И пусть пока у меня не так много учеников, я буду стараться, чтобы привести как можно больше деток в норму!
А теперь я хочу поделиться рекомендациями по таймингу занятий для родителей, чьи дети не ходят по тем или иным причинам в садик.
Согласно классической АВА-терапии, занятия даже у 2-летнего малыша рекомендованы в объеме 40 часов в неделю! То есть ежедневно без учета выходных это почти по 6 часов занятий. Но я с этим не согласна.
Вот, цитата из СанПина для ДОУ 2010 г.:
Максимально допустимый объём занятий:
  • ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
  • младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
  • средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
  • старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
  • подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
Выдержка из СанПина для ДОУ 2013 г.:
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Опираясь на наш личный опыт, я могу сказать, что ежедневные 2 занятия (по 30 минут с перерывом в 10 минут) у сторонних педагогов плюс 7-10 подходов к ребенку дома (по 10-15 минут каждая "игра") дают самый лучший эффект. Во всяком случае, для нас это оптимально было в 3-4 года. Перегибать палку (как в случае с АВА-терапией 100 минут каждое занятие) однозначно не стоит. На неокрепшей психике позитивно это, увы, не отразится.
И конечно, чем лучше концентрация внимания и усидчивость, чем старше ребенок, тем бОльшую нагрузку можно давать. Главное - не перебарщивать и заниматься ежедневно.